+7 (812) 327-5141 заказать звонок
info@trade-drive.ru

ЕГАИС 3.0 или чем грозит помарочный учет алкоголя

 

ЕГАИС 3.jpgПо старой традиции новая эра ЕГАИС началась 30.06.2017 года совсем незаметным сообщением, опубликованным на сайте ФСРАР, в котором кратко было указано, что «в личном кабинете портала egais.ru, в разделе "тестовый транспортный модуль" стали доступны электронные схемы документов формата версии 3. Опубликованные схемы и описание можно использовать для адаптации своих учетных систем к использованию нового формата». Те, кто в теме давно уже знали, что в формате обмена версии 3 ожидались изменения, связанные с так называемым «по-марочным учетом». Что это означает, и чем нам всем грозит?

Напомним, что внедрение ЕГАИС для учета алкогольной продукции начиналось с так называемого контура оптового звена, производителей и импортеров, и в первую очередь речь шла о контроле за оборотом крупных партий продукции, на которую они получали акцизные марки сразу сериями или диапазонами кодов. И именно для учета таких диапазонов акцизных марок с самого начала была адаптирована структура данных этой системы. На первом этапе было важно понимать, что завод выпустил определенное количество бутылок алкоголя и на него были наклеены акцизные марки с номерами от А до Б, с длинной диапазона, равного выпущенному количеству бутылок продукции.

И поэтому, когда зашла речь о подключении к уже работающей оптовой ЕГАИС розничного звена с самого начала было понятно, что сделать удобную систему и для тех, и для других не получится. Одни не смогут работать с диапазонами кодов, другие просто не справятся с тотальным учетом каждой бутылки при отгрузке продукции фурами и вагонами.

А если создавать две независимые системы учета для оптовиков и для розницы, то встанет еще более сложный вопрос с синхронизацией данных между этими системами, с дублями и недостоверной информацией в них.

Вот и получилось, что в первое время в рознице фактически не было информации о каждой конкретной акцизной марке, а была информация о «диапазоне акцизных марок» и во всех документах фигурировала именно такая информация. И тот факт, что продукция из одного диапазона «расползалась» по разным розничным объектам более мелкими партиями делала фактический учет малоприменимым. ЕГАИС мог только сравнить, что общее количество бутылок, прошедших через всю розницу, не было больше, чем было выпущено акцизных марок в этом диапазоне. Отсюда проявлялись такие неприятные случаи, когда виноватым в продаже контрафакта (излишка или партии-дубля) назначались те, у кого такая партия оставалась на остатках последней – именно ее продажа показывала превышение по ЕГАИС количества марок и именно она назначалась «контрафактной».

Но в формате документов версии 3 появилось очень важное изменение – теперь каждый документ поступления содержит в себе полный перечень конкретных акцизных марок, которые по нему перемещаются от оптовика в розницу. Иными словами, ЕГАИС перестанет оперировать диапазонами акцизных марок и начнет работать с каждой конкретной маркой.

Чем это грозит розничной торговле? В самом простом случае – практически ничем. Производители программ обновят систему, работающую с ЕГАИС и при подтверждении документа он будет автоматически заполнен списком акцизных марок, которые в него должны будут добавить оптовики. Затем эти оприходованные остатки переедут на регистр «Торговый зал» и будут проданы через кассу со сканированием каждой марки, т.е. точно так же, как это делается и сейчас.

Главная ожидаемая сложность – ввод «начальных остатков» по акцизным маркам, которые может потребовать сделать ФСРАР. Ведь если начать наводить порядок в их учете, то важно знать какие конкретно марки в данный момент находятся на каком розничном объекте. Но, возможно, ФСРАР выберет более простой путь – все новые документы и вся новая продукция будет приходить с указанием точного перечня акцизных марок, а вот старая – будет списываться или продаваться, пока не закончится. На регистре «Торговый зал», с которого чаще всего происходит списание проданной на кассах продукции, ведется учет только в разрезе алкокодов, а значит такой переходный этап двойного учета вполне возможен.

Однако если торговое предприятие готовится работать долго и в единении с политикой ФСРАР, то и внутренний учет ему придется перестраивать с учетом тотального сканирования акцизных марок на каждом этапе движения алкогольной продукции, начиная от ее приемки от поставщика и до инвентаризации и продажи на кассе. Потому что уже сейчас понятно, что далеко не все производители или оптовики будут отгружать продукцию в розницу с тотальным сканированием марки на каждой бутылке. А значит если розница не проверит при приемке, что ей отгрузил поставщик, то и ответственность за такой пересорт уже будет не на поставщике, а на рознице, на остатках которой появятся акцизные марки, которые к ней не поступали через ЕГАИС. И доказать вину поставщика в таком пересорте будет уже невозможно.

Поэтому мы рекомендуем заранее подумать, каким образом с минимальными усилиями реализовать такую схему работы и выбрать такое оборудование, которое поможет не блокировать работу предприятия при тотальном учете алкоголя.

Поставщики и оптовики со своей стороны также готовятся к переходу на по-марочный учет и к ЕГАИС 3.0. Для этого уже давно ведутся переговоры о вводе дополнительной системы маркировки для ящиков и паллет – штрих код на них будет содержать полный перечень акцизных марок тех бутылок, которые находятся в упаковке. Это позволит при отгрузке сканировать только коробки или паллеты, что уже гораздо проще, чем сканировать каждую бутылку. Но пока такая система не согласована со всеми участниками рынка и многие поставщики вводят ее по своему усмотрению, не дожидаясь общего решения.

Видимо понимая, к каким сложностям приведет переход на по-марочный учет в ЕГАИС 3.0, ФСРАР совсем не спешит с его внедрением. Пока выпущена только общая документация, в которой описана новая структура данных ЕГАИС 3.0. Обещанный тестовый контур, на котором разработчики программ смогут протестировать предложенные изменения для своих систем, по состоянию на начало октября 2017 года так и не запущен. Так же не понятно, каким образом, а главное, когда будет осуществлен переход к новому порядку учета алкогольной продукции. Можно предположить, что ФСРАР не станет усложнять всем нам жизнь и требовать перехода с 01.01.18, с учетом возрастающих перед Новым Годом отгрузок. С другой стороны – Новогодние праздники могут «вычистить» остатки продукции, что сделает переход не таким сложным с точки зрения пересканирования всех марок в магазинах и на складах. С учетом всего этого можно ожидать, что методические рекомендации по переходу и его сроки будут озвучены уже в самое ближайшее время. И ЕГАИС наконец сможет ответить на те вопросы, ради которых его создавали – отследить путь действительно каждой бутылки от завода до покупателя.

Но пока выполнение этой задачи по отношению к опту и рознице выглядит как пословица – «Чтобы собачке было не больно, хвостик будем резать по частям».


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

Вопросы и ответы по учету остатков алкоголя в ЕГАИС
1 октября 2016 года стало очередной вехой в работе ЕГАИС в розничном сегменте. С этого момента процесс постановки на баланс неучтенных остатков алкоголя стал обязательным для всех. Как это изменит работу предприятий и что ждет отрасль в будущем? Какие изменения ждут работу с ЕГАИС? Давайте посмотрим вместе.
ЕГАИС: что это такое и как это работает?
В бизнесе, как на общественном транспорте – никто ждать не будет! И в рамках очень высокой конкуренции важно знать и понимать все сложности, связанные с законодательством.
Изменения в правилах работы с ЕГАИС
Читаем вместе постановление правительства №1459 от 29 декабря 2015 года "О функционировании единой государственной автоматизированной
информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Инвентаризация остатков в ЕГАИС
С 2017 года остатки алкоголя по ЕГАИС должны соответствовать реальным. Как это сделать и на что обратить внимание в первую очередь.
Как и зачем ставить на баланс в ЕГАИС остатки алкогольной продукции
Постановка на баланс ЕГАИС остатков алкогольной продукции и наведение порядка в учете в ЕГАИС оказывается совсем не простой задачей. Все ли смогут с ней справиться?
Нужен ли QR-код на чеках ЕГАИС?
По требованию ФСРАР с 01.07.16 при продаже алкогольной продукции покупателю нужно выдать чек, на котором будет напечатан двумерный штрих-код со ссылкой на информационный сервис ЕГАИС. Что стоит за этим требованием?
Постановка на баланс в ЕГАИС остатков алкогольной продукции
Новая методика сильно упростила работу с остатками в ЕГАИС для розничного сегмента. Складывается впечатление, что контрольные органы уже добились своего, ужесточив контроль за оптовиками и производителями, и решили, что «душить» розницу новыми жесткими требованиями им уже не интересно.
Принцип "делегирования вины" в системе ЕГАИС
Розничная торговля в ЕГАИС стала "фильтром", который должен выявлять контрафактную продукцию и не допускать ее продажу населению. Но по факту этот "фильтр" становится виновным за тот алкоголь, который он таким образом отфильтровал. Как не оказаться крайним в такой ситуации?

Возврат к списку


Андрей
Цитата
Поставщики и оптовики со своей стороны также готовятся к переходу на по-марочный учет и к ЕГАИС 3.0. Для этого уже давно ведутся переговоры о вводе дополнительной системы маркировки для ящиков и паллет – штрих код на них будет содержать полный перечень акцизных марок тех бутылок, которые находятся в упаковке. Это позволит при отгрузке сканировать только коробки или паллеты, что уже гораздо проще, чем сканировать каждую бутылку. Но пока такая система не согласована со всеми участниками рынка и многие поставщики вводят ее по своему усмотрению, не дожидаясь общего решения.
Но так как учет (остатки) в ЕГАИС будут всё равно в разрезе каждой марки, то покупателю всё равно нужно сканировать каждую бутылку, не полагаясь на маркировку на коробке, т.к. редкий поставщик даст "зуб" на то что в коробке будет именно то, что будет числится в учете (и придет по ЕГАИС) под штрихкодом коробки. А отвечать потом все равно собственнику, как верно написано в статье. То есть не нужно думать что штрихкода на коробке позволят не сканировать штрихкода с бутылок. Всё равно для того чтобы быть уверенным что при продаже касса вдруг не "завернет" какую-либо бутылку по причине того что её нет у вас на остатках придется на входе сканировать каждую бутылку.
Имя Цитировать
Гость
Как задолбали уже....
Имя Цитировать
Станислав
Ну писали бы хоть о том, в чем немного разбираетесь.. Аналитеги
Имя Цитировать
borschev
Цитата
Станислав пишет:
Ну писали бы хоть о том, в чем немного разбираетесь.. Аналитеги
Добрый день, СтанислаФ
Так лучше? http://trade-drive.ru/materialy/publikatsii/1861/
Имя Цитировать
Гость
99% так называемого контрафакта - это легальная продукция заводов, только без оплаты налогов. Поэтому все дубль-марки и перевертыши (марки от другой продукции или объема тары) идут именно с заводов! Именно для решения данной проблемы - сборов акцизов с производителей - кто то и придумал ЕГАИС!
С учетом этого рознице придется сканировать каждую марку при поступлении продукции от оптовиков, т.к. вряд ли они будут проверять всю продукцию в огромных партиях!!!
Я одного не пойму - почему за бессилие контролирующих органов в работе с производителями и импортерами должна расплачиваться розница???
Имя Цитировать
Гость
Ребят, а как с имеющимся товаром поступать? Это же дурь очередная, сканировать каждую бутылку при постановке на баланс! Может всё таки отменят хотя бы ввод остатков!
Имя Цитировать
borschev
Цитата
Гость пишет:
Ребят, а как с имеющимся товаром поступать? Это же дурь очередная, сканировать каждую бутылку при постановке на баланс! Может всё таки отменят хотя бы ввод остатков!
Добрый день. Уже опубликована методика перехода на ЕГАИС 3.0, а с марта приходные документы будут приходить только в таком формате. С остатками ничего делать не нужно, они постепенно сами закончатся. Подробнее про методологию можно почитать вот тут:
http://trade-drive.ru/materialy/publikatsii/1861/
Имя Цитировать
NeVinodel
Ключевая фраза -- (производитель) просто не справятся с тотальным учетом каждой бутылки при отгрузке продукции фурами и вагонами. В 2006 году (12 лет назад) по факту всех производителей принуждали при отгрузке в справках указывать номера марок через запятую. Попытки снижении объема работ через агрегатирование и маркировку коробов и палет оказались неудачны. Производительность снижалась раз в 30.

Сегодня самые лучшие примеры автоматизации в методических рекомендациях дают пропускную способность около 500 бутылок в час, а автоматическая линия розлива, например, работает со скоростью 12,000 бутылок в час. Итого разница 24 раза. Чудес не бывает.

В марте 2006 года лично мне с группой товарищей удалось изменить порядок учёта и перейти к фиксации в справках диапазона номеров марок по партиям. Известное письмо Минэкономразвития от 7 марта. Тогда удалось спасти отрасль от помарочного учета. Сегодня не думаю. Каждое поколение имеет право на свои собственные грабли. Удачи вам.

Если что, речь шла о когда-то крупнейшем российском заводе шампанских вин с объемами производства в 50,000,000 бутылок в год. Как представил, что при отгрузке будут считывать маркировку с короба номер более миллиона, то решил, что надо либо отменить все это, либо сдохнуть.

Ещё раз, удачи вам. Приступайте к помарочного учету. Объём работ по сканированию примерно 7 миллиардов бутылок в год и не по одному разу. Для справки. Во время войны в 1944 году все советские заводы произвели 5 миллиардов патронов разного калибра, что на 2 миллиарда меньше, чем марок для сканирования.
Имя Цитировать
 
Текст сообщения*
Загрузить изображение
 
Хотите получать учебные материалы по аналитике в ресторане?
Хотите получать учебные материалы по аналитике в ресторане?
Наши клиенты
  • Магазин-кулинария "Афиет"
  • Сеть кафетериев "МИКС"
  • Ресторан Pizza and Pasta.Com
  • Сеть столовых "Тарелка Столовая"
  • Ресторан "Гоголь"
  • Сеть магазинов подарков tabakpodarki
  • Магазины натуральных продуктов "Лосево"
  • Сеть магазинов детских товаров "Дети"
  • Сеть магазинов "Колесо"
  • Сеть баров-ресторанов "Монополь"

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"
NULL