+7 (812) 327-5141 заказать звонок
info@trade-drive.ru

Табачный ЕГАИС: что это и как к нему подготовиться

 

Семинар 9 ноября

Мониторинг табачной продукции.jpg30 июля 2018 года Президент подписал закон, который вводит обязательную маркировку табачных изделий с 1 марта 2019 года. Изменения внесены в статью 18 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» и определяет, что «учет производства табачных изделий, их перемещение через таможенную границу ЕврАзЭс или через границу РФ, оптовая и розничная торговля, отслеживание оборота производственного оборудования происходят на основании данных таможенного и налогового учета, а также систем, созданных для информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации». Главная задача, стоящая перед информационной системой мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП) – борьба с контрабандным ввозом сигарет в РФ и повышение собираемости табачных акцизов. Давайте посмотрим, что необходимо сделать ритейлу и ресторанному бизнесу, чтобы подготовиться к продаже сигарет по новым правилам.

Схема мониторинга оборота табачной продукции

На каждую пачку сигарет на заводе будет наноситься уникальный двумерный штрихкод типа DataMatrix, в котором будет зашифрован:

  • GTIN – международный код из системы GS1, который содержит сведения о продукте и компании-производителе.
  • Идентификационный номер, который определяет уникальный номер экземпляра продукции.
  • Криптографический код проверки.

Благодаря компактному размеру кода DataMatrix эту информацию можно будет разместить на боковой поверхности не только стандартной, но и «тонкой» пачки табака. Список наносимых кодов производитель будет запрашивать у оператора ИС МОТП, компании ЦРПТ, и отправлять им обратно отчет по использованным кодам.

В случае ввоза импортных сигарет маркировка будет осуществляться или на заводе изготовителе, или на складах компании импортера.

Все дальнейшие движения каждой выпущенной пачки будут отслеживаться в информационной системе именно по тому коду, который присвоен ей при создании. К таким движениям относятся продажа с завода дистрибьютору, перепродажа дистрибьютором магазину или ресторану и реализация на кассе конечному потребителю. При этом обязательное сканирование штрихкода маркировки предусматривается только на конечном этапе, при сканировании пачки на кассе. Все остальные движения будут осуществляться в электронном виде – данные о перемещаемых кодах маркировки всех сигарет поставки будет передаваться вместе с накладной через оператора системы электронного документооборота. Сверять поступившие данные с реальными кодами на пачке или верить поставщикам – дело каждого.

Схема мониторинга табачной продукции.jpg

При продаже маркированной пачки сигарет с 1 марта 2019 года кассир будет обязан отсканировать на кассе код маркировки, который будет автоматически записан в фискальный кассовый чек. После поступления такого чека оператору фискальных данных (ОФД) он самостоятельно, без участия продавца, уведомляет ИС МОТП о реализации продукции и списании ее с остатков предприятия.

Получается, что непосредственным взаимодействием с информационной системой мониторинга оборота табачной продукции будут заниматься только производители и импортеры сигарет. Для всех остальных участников рынка взаимодействие с ИС будет осуществляться через посредников в виде операторов электронного документооборота и фискальных данных. Это сильно упрощает внедрение системы на местах, потому что для подключения к ней будет необходимо только обновить кассовую учетную систему и настроить обмен с ЭДО, который в большинстве учетных систем уже давно реализован.

Маркировка групповой и транспортной упаковки

Групповая упаковка объединяет в себе множество единиц потребительской тары, в случае с сигаретами такой упаковкой является блок сигарет. Транспортная упаковка используется для защиты табачной продукции от повреждения при ее транспортировке и хранении – коробки, паллеты. По правилам групповая и транспортная упаковка также маркируется уникальными кодами, по которым в систему записывается перечень идентификаторов, содержащихся в такой упаковке пачек сигарет.

Тип штрихового кода групповой упаковки – Code128. Это линейный штрихкод, для его считывания можно использовать «дальнобойные» лазерные сканеры и терминала сбора данных, что упрощает работу с маркированной продукцией на больших складах.

В том случае, если дистрибьютор сигарет или оптовый продавец производит переупаковку сигарет в другие коробки, например, при формировании заказа для покупателя, он может сформировать новый код групповой тары, передать его в ИС МОТП и наклеить на новую коробку для того, чтобы облегчить приемку сигарет в магазине или в ресторане. Если он этого не сделает, то при поступлении товара на склад приемщику придется сканировать каждый блок или даже каждую пачку, чтобы проверить, что поставщик привез ему именно те экземпляры сигарет, коды которых отгрузил по системе учета.

Что сделать, чтобы приготовиться к работе с маркированными сигаретами

Сейчас идет так называемый эксперимент по маркировке табачной продукции. На этом этапе производители, дистрибьюторы и розница отрабатывают все механизмы маркировки, вносят новые рекомендации и адаптируют свои бизнес-процессы под грядущие изменения. Заводы постепенно модернизируют свои производственные линии и уже начинают выпускать маркированные индивидуальными кодами сигареты. Осенью к этому процессу подключатся импортеры сигарет. Рынок постепенно готовится к тотальной маркировке табака.

Разработчики программного обеспечения уже приступили к доработке своих систем, чтобы к марту 2019 года их пользователи могли беспрепятственно продавать табачную продукцию своим клиентам. Поэтому для того, чтобы через полгода не пришлось менять оборудование или программное обеспечение нужно убедиться:

1. У вас есть двумерные сканеры штриховых кодов, которые могут сканировать DataMatrix, нанесенный на пачку сигарет. Это будет достаточно компактный штрихкод с высокой плотностью, поэтому лучше заранее протестировать ваши сканеры на этих кодах.

2. Ваша касса и кассовая программа будут готовы к обновлению, которые их ожидают в ближайшее время. Это будет смена прошивки кассового аппарата и самой кассовой программы под передачу в фискальный чек кода маркировки сигарет. Самый крупный разработчик кассового ПО компания Атол уже объявила, что не будет дорабатывать свои старые версии программы Frontol (версии 4 и ниже) для поддержки требований по маркировке табака. Это означает, что до 1 марта 2019 года пользователям придется обновить такие версии ПО до последней версии.

3. Учетная система и ее подключение к системам электронного документооборота. 1С и аналогичные программы после обновления легко смогут работать с ЭДО, если уже не умеют этого делать. А вот разного рода «самописные» и снятые с поддержки учетные системы потребуют усилий для обновления и поддержки обмена данными с ИС МОТП через ЭДО. Лучше сделать такие доработки заранее, вместе с приобретением электронной подписи для вашей компании.

По первому впечатлению «Табачный ЕГАИС» проще и мягче алкогольного, поэтому для большинства предприятий, торгующих алкогольной продукцией, настроить свои бизнес-процессы для работы с маркированным табаком будет не сложно. Но это при условии, что подготовку не оставлять на последние февральские недели, а начать заранее. А наша задача сделать так, чтобы вы имели всю полноту информации по этой теме.


Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

ЕГАИС 3.0 или чем грозит помарочный учет алкоголя
Как ФСРАР осуществит переход к помарочному учету в ЕГАИС и как пережить такой переход с минимальными усилиями
ЕГАИС: что это такое и как это работает?
В бизнесе, как на общественном транспорте – никто ждать не будет! И в рамках очень высокой конкуренции важно знать и понимать все сложности, связанные с законодательством.
Изменения в ЕГАИС для ресторанов в 2018 году
Как подготовится к изменениями и как в них разобраться?

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить изображение
 
Хотите получать учебные материалы по аналитике в ресторане?
Хотите получать учебные материалы по аналитике в ресторане?
Решения
Наши клиенты
  • Сеть магазинов одежды и аксессуаров MANGO
  • Кафе-кондитерская в магазине "Фруктовая лавка"
  • Магазины и столовые АО "Военторг"
  • Сеть кондитерских магазинов "КАРАТ ПЛЮС"
  • Магазин Купцов Елисеевых
  • Сеть ресторанов "Суши-House"
  • Сеть кафе-пекарен "Пироговый дворик"
  • Точки общественного питания в гостинице "Киевская"
  • Сеть кафетериев "МИКС"
  • Сеть продовольственных магазинов "Морковь"

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"