+7 (812) 327-5141 заказать звонок
info@trade-drive.ru

Как предотвратить воровство в магазине продуктов?

 

В данной статье давайте поговорим о безопасности вашего бизнеса и, как одним из способов достижения этой безопасности, – борьбе с воровством в магазине на примере продуктовой розницы.

Рассмотрим следующие "уязвимые" места магазина продуктов:

  • торговый зал;
  • отдел закупок;
  • махинации при создании документов пересортицы;
  • обман поставщиков;
  • безопасная торговля мясом;
  • как вычислить недобросовестного кассира?

Воровство в торговом зале: как воруют сотрудники?

В первую очередь напрашиваются два тезиса, достаточно простые, причем одно из них является следствием другого.

Если магазин достаточно большой или в нем разделены пространства торгового зала и склада (подсобки), то сотрудники при создании некоего перемещения не доносят товар со склада в торговый зал и выносят его из магазина в карманах или под одеждой. Тут все достаточно просто.

Следует отметить, что в продуктовой рознице очень распространено «натуральное» воровство, когда то, что украли, могут тут же и съесть.

Если на предприятии существует схема, по которой товар в испорченных упаковках отдают сотрудникам по себестоимости, чтобы он не пропадал, то сотрудники могут намеренно портить упаковку товара (рвут пачки, бьют яйца), чтобы списать товар как бракованный и забрать его по низкой цене.

Сотрудники могут разбавлять продукцию более дешевой, отсыпая или отливая ее в случае незапечатанной тары. Кроме того, они могут закупать на оптовом рынке продукцию более низкого качества и реализовывать ее по высокой цене.

Воровство в торговом зале: как воруют покупатели?

Поговорим сразу и о том, как в торговом зале могут воровать покупатели. К каким уловкам прибегают ваши клиенты?

Покупатели прячут мелкие товары в упаковку из-под крупного товара. Так можно вынести два продукта или более дорогой по цене дешевого. Основная задача в данном случае ложится на кассира, который должен открывать каждую коробку (не важно, запакованная она или нет), проверять в ней наличие посторонних предметов и соответствие модели товара его коробке. Чтобы контролировать кассиров, можно использовать метод «тайного покупателя».

Все покупатели пользуются интернетом и, конечно, они в курсе того, как "обезвредить" электромагнитные датчики. Стоит их обмотать фольгой, и с большой долей вероятности они будут нейтрализованы, а противокражные ворота не отреагируют на пронос украденного товара.

Покупатели, взвешивая товар на весах самообслуживания, придерживают товар. Конечно, для того, чтобы реализовать такой способ, требуется определенный навык, но получить его несложно. Кроме того, часто покупатели взвешивают дорогой товар, а этикетку печатают на дешевый – вряд ли на кассе кто-то будет разбираться, какой сорт яблок лежит в пакете. Для борьбы с этими нарушениями можно либо нанять сотрудника, который будет взвешивать товары покупателям, либо все взвешивания проводить исключительно на кассовом узле.

И еще один способ. Покупатель может оплатить дорогую бутылку вина в другом магазине и оставить ее дома, взяв с собой только чек. В вашем супермаркете он спрячет такую же бутылку вина, а при поимке с поличным, возмущенно достанет этот чек, чудом сохранившийся после покупки в другом магазине. В данной ситуации может помочь только система видеонаблюдения.

Подводя итог, хочется свести воедино способы борьбы с воровством в торговом зале:

  • тайный покупатель;
  • установка системы видеонаблюдения;
  • досмотр сотрудников на входе/выходе;
  • сторонняя служба безопасности;
  • премирование за выявление воровства.

Воровство в торговом зале – это лишь вершина айсберга, рассмотрим теперь другие «уязвимые» места продуктовой розницы.

Махинации при закупках

Откат – порочная практика или традиция? Сразу скажем, что откаты бывают разные и все их можно разделить на три вида:

  • скидка (закупщик, договариваясь с поставщиком о поставке товара, какими-то способами «выжимает» из него скидку, которую при этом получает «в конверте»);
  • надбавка сверх цены в прайсе (закупщик заставляет поставщика увеличить цену в прайсе, забирая разницу в собственный карман);
  • скидка и надбавка (комплексный вариант для самых прожженных закупщиков, которые сначала выбили себе скидку, а потом договорились еще и о надбавке).

Единственным способом в борьбе с откатами является личное участие руководителя при заключении договоров на поставку товаров.

Чтобы выявить наличие откатов в закупке товаров стоит установить товароучетное программное обеспечение, позволяющее вести историю закупочных цен или проводить анализ цен поставщиков. Примером такого программного продукта является "ДАЛИОН: Управление магазином. ПРО", разработанный специалистами Группы компаний "СофтБаланс".

Конечно, любые выявленные несоответствия еще не являются прямым доказательством отката, а в некоторых случаях могут свидетельствовать о махинациях на приемке товара или при пересортице.

Как обмануть бухгалтерию при приемке товара? Большая ответственность при проведении документов лежит на бухгалтерии, которая должна внимательно проверять все документы (акты, накладные) проверять внимательно и тщательно. Если этого не происходит, махинация может заключаться, например, в следующем: сумма накладной и документа в программе совпадут, однако количество товарных позиций будет различаться. Соответственно, позиции, которые не были учтены, сотрудники унесут домой, а их сумма будет причислена к одному из внесенных в базу товаров.

В случае, если наценка оказалась отрицательной, ситуация свидетельствует о пересортице. Поговорим о том, что в пересортице может быть опасного? Несмотря на то, что подобные документы имеют место быть, внимание к ним, определенно, должно быть повышенное, поскольку сотрудники могут этим злоупотреблять. Если вы являетесь представителем целой сети розничных магазинов, то представьте, какие потери вы уже понесли… Лучше, если ввод документов пересортицы будет доверен одному лишь сотруднику, который будет за это отвечать.

Как поставщики воруют у заказчиков?

Например, поставщики привозят товар, который заказчик не заказывал, или привозят товара больше, чем было указано в заказе. На первый взгляд все чисто, но подвох есть. Где он?

Часто поставщики привозят товар с подходящим к концу сроку реализации либо залежавшийся на складе, никому не нужный товар. Следствием является падение имиджа магазина и количества покупателей, которым не интересно покупать некачественные продукты.

Для борьбы с подобными проблемами отлично подойдет программный продукт, о котором было сказано выше – "ДАЛИОН: Управление магазином. ПРО". Данный продукт позволяет:

  • формировать заказ поставщику из программы и на основании данных системы, а не по телефону;
  • запретить приемщику принимать товар, отсутствующий в заказе;
  • запретить приемщику принимать товара больше, чем указано в заказе (за исключением весовых товаров).

Махинации при продаже мяса

Мясо – одна из основных, самых прибыльных групп товара, формирующих прибыль.

При покупке у поставщика уже разделанных и упакованных кусков мяса, вы экономите на издержках, которые сам поставщик и понес при разделке туши. Однако данный вариант поставки обладает высокой себестоимостью, которую, конечно, хочется снизить. Для реализации поставленной цели необходимо завести собственный разделочный цех, где можно разделать тушу на полуфабрикаты непосредственно в своем магазине. Таким образом, себестоимость мяса снижается на 30-50%.

Для того, чтобы открыть собственный разделочный цех необходимо соблюдение следующих условий:

  • отдельное помещение для хранения и разделки полутуш;
  • материально ответственное лицо (в первую очередь мясник);
  • контроль за отклонениями от норм разделки.

Контролировать нормы разделки можно с помощью программного продукта, в котором можно и выработать нормы разделки полутуши, и контролировать отклонения от норм разделки, и корректно распределять себестоимость.

Воровство кассиров: как обнаружить и как с ним бороться?

В первую очередь, для выявления нечестных кассиров, необходимо проанализировать систему учета. Обратить внимание стоит на:

  • отмены чеков;
  • сторно;
  • возвраты;
  • количество скидок.

В программном продукте "ДАЛИОН: Управление магазином. ПРО" есть возможность составить отчет по чекам в разрезе кассиров и выбрать только, например, отмененные чеки. Достаточно, даже просто сравнить количество таких чеков по разным кассирам, чтобы выявить проблему. Подобный отчет можно построить и по сторно, и по возвратам.

Кроме того, в этом программном продукте есть возможность построить сводный отчет "Статистика по кассирам", позволяющий посмотреть статистику работающих кассиров за текущую смену. При возникновении вопросов и непонятных ситуаций стоит обращаться к камерам видеонаблюдения.

Подводим итоги. Как бороться с воровством?

Как уже было сказано в нашей статье, в первую очередь необходимо обращаться к отчетам, находить время для анализа работы кассиров, закупщиков и других сотрудников, имеющих отношение к товару.

В магазинах следует вести коллективную материальную ответственность и в то же время платить достойную заработную плату.

Вам будут интересны другие статьи на эту тему: 

Воровство в магазине, или Как защитить свой бизнес?
Из этой статьи вы узнаете важные факты и статистические данные, касающиеся воровства. А зная их, можно определить стратегию по борьбе с этим распространенным «недугом» многих торговых точек.
Инвентаризация: лазейка или способ навести порядок  в ресторане?
Неправильно проведенная инвентаризация может превратиться в фарс, в банальную процедуру «для отвода глаз». Эта статья - о том, как избежать подобного и сделать инвентаризацию надежным помощником в стремлении навести порядок.
Как у шуб «вырастают ноги» или о воровстве в непродуктовой рознице
Как оказаться на шаг впереди воров и контролировать бизнес-процессы в магазине? Ответы и практические рекомендации вы найдете в этой статье.

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить изображение
 
Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?
Хотите получать обучающие материалы по аналитике для магазинов?
Решения
Наши клиенты
  • Cеть магазинов "КАПО Дьюти Фри"
  • Сеть кондитерских магазинов "КАРАТ ПЛЮС"
  • Сеть алкомаркетов "Градусы всего мира"
  • Паромная компания ST.Peter Line
  • Сеть магазинов подарков tabakpodarki

Сайт создан Группой компаний "СофтБаланс"